top of page

НЕЧИСТОТА

Нечистота: отсутствие нравственной чистоты; порочность, непорядочность, все то, что оскверняет человека – в общем называется нечистотою.

Поскольку это слово чисто Евангельское, то у языковедов прямого и нужного объяснения на него нет, и нужные объяснения мы выведем из соответствующих текстов Слова Божия.

Рым.6:19. «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте...»

Речь идет об образе жизни человека до уверования: сколько там было нечистоты? Она проявлялась в речи, в мыслях, желаниях, в совести, в поступках, буквально во всем. Таковых Писание называет нечестивцами. Все, чего нельзя назвать чистым – все это есть нечистота в широком смысле, начиная с грубых вещей и оканчивая мелочами. Как грязь, прилипшая к обуви, остается на ней и тогда, когда входишь в комнату, если у дверей не очистишь ее, так и нечистота, это грязь в духовном смысле, которая сама не отстанет и при уверовании и после, если ее не отложить (очистить) решительно. Заметим, что три раза в Новом Завете нечистота стоит второю за блудом. Блуд тоже нечистота, но это грубая и резкая форма беззакония; а под словом «нечистота« имеются ввиду многоразличные пороки, более мелкие в сравнении с блудом, но также оскверняющие и загрязняющие душу и нашу белую одежду, в которую облек нас Христос в день искупления.

Иак.1:21. «Посему отложивши всякую нечистоту и остаток злобы...»

2Кор.12:21. «...которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте...»

Еф.5:3. «...а блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»

Кол.3:5. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание...»

Отк.22:11. «Нечистый пусть еще сквернится».

Список всех пороков, относящихся к нечистоте Слово Божие не дает, а лишь предупреждает:

Отк.21:27. «И не войдет в него ничто нечистое...»

Следовательно наша совесть, возрожденная и просвещенная Духом Святым, должна сама контролировать каждую мысль, каждый поступок, желание, намерение, слово и дело, и определить, к чему оно относится: к святости или нечистоте?

1Фес.4:7. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости».

Евр.12:14. «Старайтесь же иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

Евр.12:16. «Чтобы не было между вами никакого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».

Важно знать, что первородства может лишиться не только блудник или нечестивец (допускающий нечистоту в разнообразной форме). Мы обычно думаем, что нечестивец – это неверующий, но на примере с Исавом видно, что нечестивцем может быть и верующий в том случае, если он не сохраняет должную чистоту. Именно поэтому нужно было предупреждать:

Еф.5:5. «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель... не имеет наследия в царстве Христа и Бога»

Эти предупреждения сказаны, потому - что с давних времен, были те, кто уверовавши во Христа о чистоте не заботились и даже пытались как-то совмещать и веру и нечистоту, составляющую жизненное удобство, что по Писанию – несовместимо.

ОБШИРЕННОЕ ПОНИМАНИЕ О НЕЧИСТОТЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

Гал.5:19-21. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Gal.5:19 KJV. Now the works of the flesh are manifest, which are these; Adultery, fornication, uncleanness, lasciviousness,...

укр. Учинки тіла явні, то є: перелюб, нечистість, розпуста, ....

- 2 –

ПРЕДПИСАНИЯ О НЕЧИСТОТЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.

Нечистота - отсутствие нравственной чистоты; порочность, непорядочность, все то, что оскверняет человека – в общем называется нечистотою. Нечистота - это понятие, означающее состояние человека, в котором ему запрещалось пребывать во время богослужений и жертвоприношений, а также имелись некоторые и физические ограничения.

Поскольку это слово чисто Евангельское, то у языковедов прямого и нужного объяснения на него нет, и нужные объяснения мы выведем из соответствующих текстов Слова Божия.

Лев.7:20. если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего.

Жертва мирная - особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему: (пункт а,б,в)

а. благодарности: Лев.7:12-13. если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную елеем, хлебы, смешанные с елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной.

б. по обету или от усердия: Лев 7:16. Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно.

в. особую жертву - жертву посвящения: Лев 8:22-28. И привел [Моисей] другого овна, овна посвящения, и возложили Аарон и сыны его руки свои на голову овна; и заколол его Моисей, и взял крови его, и возложил на край правого уха Ааронова и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его. И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха их и на большой палец правой руки их и на большой палец правой ноги их, и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон. И взял [Моисей] тук и курдюк и весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их и правое плечо; и из корзины с опресноками, которая пред Господом, взял один опреснок и один хлеб с елеем и одну лепешку, и возложил на тук и на правое плечо; и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принес это, потрясая пред лицем Господним; и взял это Моисей с рук их и сжег на жертвеннике со всесожжением: это жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу.

- 3 -

Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии.

Лев.3:1-2. Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую порока, и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон.

Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения - Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев 7.15; 22.29-30), жертвы по обету или от усердия - также и на следующий день (Лев 7.16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее.

Лев.7:20-21. если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего; и если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего.

- 4 –

Ветхозаветные установления о чистоте и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников.

Ис.52:1-4. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что.

Ис.52:11. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!

- 5 –

Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом, а также употребление в пищу нечистых животных, птиц, рыбы и т.д.

Чис.19:11. Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней.

Лев.11:1,4-8. И сказал Господь Моисею и Аарону, .......только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

В русском тексте Библии Синодального издания написано, что у зайца копыта не раздвоены. Лев.11:6. (у зайца нет копыт - примечание).

укр. І зайця, бо він жує жуйку, та не має розділених копит, нечистий він для вас.

Лев.11:10-20. а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря. Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для нас.

примечание: в русском тексте ошибка, там должно стоять слово, вас" вместо ,,нас". (скверны для вас) Лев.11:20. (Библия online).

укр. Уся комашня, що ходить на чотирьох, гидота вона для вас.

eng. All fowls that creep, going upon all four, shall be an abomination unto you. KJV.

Лев.11:27-28. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.

Лев.11:29-32. Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, — сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера. И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты.

– 6 –

Нечистым делало человека заболевание проказой.

Лев.13:45-46. У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

4Цар.15:1-5. В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли.

2Пар.26:16. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.

2Пар.26:20-21. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. (Азария - тот же Озия).

- 7 -

Нечистоту вызывало истечение у роженицы родившей младенца.

Лев.12:1-8. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста.

Нечистота при истечении.

Лев.15:1-5. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера.

Чис.5:1-4. И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин, и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу. И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.

Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, или употреблял в пищу то, что было нечистым. Таким образом, нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной.

– 8 –

Связь обрядовой нечистоты с грехом в Ветхом Завете.

Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом и следует отметить, что всякий раз нечистота обозначает прежде всего нечто отвратительное, страшное, противное.

Иез.4:4,12-15. Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. ..... И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их. Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои. И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.

Ис.6:5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Зах.13:1-2. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.

–9 –

Обрядовую нечистоту нельзя отождествлять (признавать одинаковым, не имеющим никаких отличий) с грехом, ибо грех может быть устранен только жертвой, а не омовением.

Обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, которая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу.

1Кор 15:26. Последний же враг истребится — смерть.

Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизненную силу (или же еще можно так сказать: мать потерявшая жизнь внутри себя), считалась нечистой.

Пс.50:7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Иоан.9:26,30-34. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? .....Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

–10 –

Нечистота, вызванная проказой, в некоторых случаях не считалась тяжелым заболеванием.

Не поддается такому толкованию: человек, вся кожа которого была поражена проказой объявлялся чистым.

Лев.13:12-13. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист.

С одной стороны можно видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, которая после грехопадения отравила все создания. С другой стороны не ясна причина, почему только употребление в пищу определенных животных и почему только отдельные физиологические процессы, а не все болезни вообще, вели к осквернению и исключению человека из участия в богослужении? Причем, важно отметить, что на время своей нечистоты человек лишался возможности достичь примирения с Богом посредством жертвоприношения.

Все ветхозаветние предписания неоспоримо доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к чистоте человека, когда требует:

Лев.19:2. объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

1Пет.1:16. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

– 11 –

ПОНЯТИЕ О НЕЧИСТОТЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

Нечистота - отсутствие нравственной чистоты; порочность, непорядочность, все то, что оскверняет человека – в общем называется нечистотою.

Поскольку это слово чисто Евангельское, то у языковедов прямого и нужного объяснения на него нет, и нужные объяснения мы выведем из соответствующих текстов Слова Божия.

– 12 –

Кто есть князем всякой нечистоты?

Веельзевул — библейское название сиро-финикийского божества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, рои которых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климате Востока.

Веельзевул означает "бог навоза" или всякой нечистоты и грязи.

С давних времен он считался главным виновником мучительной болезни бесноватых, обыкновенно удалявшихся от общества людей в нечистые места (кладбища и проч.). Согласно с таким воззрением, фарисеи, видя, как Христос изгонял бесов, дерзко утверждали, что Он делал это "силою Веельзевула, князя бесовского"

Мф.12:22-28. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

Мрк.3:22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

– 13 –

Нечестивые, беззаконные люди на библейском языке называются сынами Велиала. Так, во Втор.13:12. в русском переводе термином "нечестивые люди" передано именно еврейское выражение "сыны Велиала".

Велиал— библейское название темной нечистой силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. Самое слово по-еврейски означает "виновник, или князь, всякого зла и нечестия.

Втор.13:12-16. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», — то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его.

– 14 –

В Новом Завете слово Велиал встречается только однажды, и там оно уже вполне имеет смысл олицетворения духа злобы, нечестия, беззакония и тьмы, причем Велиал решительно противопоставляется Христу.

2Кор.14-18. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Ап.Павел берет в основание стих пророка Исаии:

Ис.52:11. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!

Заметка: в филологическом отношении можно еще заметить, что в Ветхом Завете рассматриваемое слово имеет форму Велиал, а в Новом — Велиар, вследствие обычного при греческой транскрипции перехода одной буквы в другую, (л) в (р).

– 15 –

Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутреней оскверненности грехом.

Мф 15:10-11. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Мф.23:25-28. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

– 16 –

Петр получает повеление не считать нечистым то, "что Бог очистил."

Деян.10:9-20. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

– 17 –

Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе.

Рим. 14:14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

1Тим.4:1-5. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Что же все-таки Бог дал человеку для его пропитания? Читать пункт а,б.

а. Быт.1:27,29. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

б. Быт.9:1-4. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

– 18 –

Для человека чистого, тоесть внутренне очищенного от греха, чисто всё.

Тит.1:15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

В чем была проблема этих людей?

Тит.1:16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Человек не должен делать того, что запрещает ему его совесть.

Рим.14:14,20. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

– 19 –

Нельзя употреблять в пищу то, что может ввести в соблазн слабого брата.

Рим.14:15,20-23. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

– 20 –

Соблазн - значение: 1,2,3.

1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее.

2. Греховное искушение, повод к греху.

3. в значении сказуемого при разговоре: Очень соблазнительно. Был большой соблазн остаться за городом еще на один день.

1Кор.8:8-13. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

– 21 –

Рым.6:19. «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте...»

Речь идет об образе жизни человека до уверования: сколько там было нечистоты? Она проявлялась в речи, в мыслях, желаниях, в совести, в поступках, буквально во всем. Таковых Писание называет нечестивцами. Все, чего нельзя назвать чистым – все это есть нечистота в широком смысле, начиная с грубых вещей и оканчивая мелочами. Как грязь, прилипшая к обуви, остается на ней и тогда, когда входишь в комнату, если у дверей не очистишь ее, так и нечистота, это грязь в духовном смысле, которая сама не отстанет и при уверовании и после, если ее не отложить (очистить) решительно. Заметим, что три раза в Новом Завете нечистота стоит второю за блудом. Блуд тоже нечистота, но это грубая и резкая форма беззакония; а под словом «нечистота« имеются ввиду многоразличные пороки, более мелкие в сравнении с блудом, но также оскверняющие и загрязняющие душу и нашу белую одежду, в которую облек нас Христос в день искупления.

Иак.1:21. «Посему отложивши всякую нечистоту и остаток злобы...»

2Кор.12:21. «...которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте...»

Еф.5:3. «...а блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»

Кол.3:5. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание...»

Отк.22:11. «Нечистый пусть еще сквернится».

– 22 –

Список всех пороков, относящихся к нечистоте Слово Божие не дает, а лишь предупреждает:

Отк.21:27. «И не войдет в него ничто нечистое...»

Следовательно наша совесть, возрожденная и просвещенная Духом Святым, должна сама контролировать каждую мысль, каждый поступок, желание, намерение, слово и дело, и определить, к чему оно относится: к святости или нечистоте?

1Фес.4:7. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости».

Евр.12:14. «Старайтесь же иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

– 23 –

Евр.12:16. Чтобы не было между вами никакого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

Быт.25:32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, как и то, как старшинство можно продать или купить. Что же включало в себя это понятие в Древнем Израиле?

Первородство имело огромное значение и преимущества:

1. право на двойную часть наследства

2. титул священника в своем роду, а значит, особую близость к Богу и особые Божьи благословения.

3. из его рода (Исава) должен был произойти Мессия, обещанный еще Адаму, то есть, Спаситель Иисус Христос.

Исх.3:6. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. (из-за того, что Исав пренебрёг своё первородство, вместо него Бог говорит: ИАКОВ. примечание редактора).

Важно знать, что первородства может лишиться не только блудник или нечестивец (допускающий нечистоту в разнообразной форме). Мы обычно думаем, что нечестивец – это неверующий, но на примере с Исавом видно, что нечестивцем может быть и верующий в том случае, если он не сохраняет должную чистоту. Именно поэтому нужно было предупреждать:

Еф.5:5. «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель... не имеет наследия в царстве Христа и Бога»

Эти предупреждения сказаны, потому - что с давних времен, были те, кто уверовавши во Христа о чистоте не заботились и даже пытались как-то совмещать и веру и нечистоту, составляющую жизненное удобство, что по Писанию – несовместимо.

– 24 –

НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ.

Наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов.

Мф 12:34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

И тогда от него исходит только нечистое:

Мф 15:19-20. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

В результате подобного осквернения, личное общение со святым Богом становится для человека невозможным.

– 25 –

Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех.

Иов 14:4. Кто родится чистым от нечистого? Ни один.

Иов.15:14-16. Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

Прит.20:9. Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?

Ис.64:5-6. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.

– 26 –

Очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством примирения с Богом и прощения Его.

Иез 36:25-26. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

Только Бог один может даровать человеку чистое сердце.

Пс 50:12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

– 27 –

В Ветхом Завете Господь назначил для очищения от непреднамеренного греха особое жертвоприношение.

Лев 4:1-3. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, — то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, ... ( можно читать всю главу).

После того, как Иисус Христос совершил Свое искупительное действие, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа Иисуса.

Деян 15:7-9. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

Евр.9:13-14. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!

– 28 –

После очищения нашей совести, человек становится способным к любви и к добрым делам.

1Тим.1:5-7. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Тит 2:14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

– 29 –

Неверующий человек остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является все, с чем он соприкасается.

Тит.1:15-16. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

– 30 –

Как Иисус относился к тем людям, которые по Закону считались нечистыми?

Мф.8:2-3. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

Лук.8:42-45, 47-48. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Лук.7:11-15. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

Лук.8:41, 51-55. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, ..... Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

ДОПОЛНЕНИЕ.

Иез.44:15,23. А священники из колена Левиина, сыны Садока, которые, во время отступления сынов Израилевых от Меня, постоянно стояли на страже святилища Моего, те будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и будут предстоять пред лицем Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь, говорит Господь Бог. ....Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что́ нечисто и что́ чисто.

Рим.6:19-23. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Можно читать всю шестую главу Римлянам: Рим.6:12-14. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Поиск по тексту
Недавно опублекованное
Архив
bottom of page